Интервью с основателем сервиса E-Металл Денисом Харламовым

Накануне 4-й Общероссийской конференции «Электронная коммерция на рынке металлов», которая пройдет 2 июня 2025 г. в Москве в преддверии выставки «Металлоконструкции-2025», журнал «Металлоснабжение и сбыт» пообщался о тенденциях цифровой трансформации металлоторговли с основателем сервиса E-Металл Денисом Харламовым.
Денис Александрович, E-Металл появился ровно пять лет назад. Какова была идея и задача создания данного проекта?
Занимаясь металлоторговлей, мы столкнулись с наличием на рынке большого количества игроков, которые декларируют, что у них есть в наличии металлопрокат. По факту, это были просто посредники, а проверить это дистанционно не представлялось возможным. Появилась острая необходимость в определенном ресурсе, который бы мог гарантировать наличие металлопродукции у компании, мог бы агрегировать проверенные базы. При этом всё должно было быть в удобном формате для пользователей и с актуальной информацией.
Мы видели и понимали, что даже мы как трейдеры испытываем сложности в поиске и закупке металлопродукции. А как должны чувствовать себя потребители металла, которые не так глубоко знают рынок и разбираются в нем, натыкаясь на посредников, а может быть — даже и на мошенников?!
Какие этапы становления и развития можно выделить за эти пять лет?
Старт проекта пришелся на пандемию. Сначала мы хотели монетизировать пользователей, то есть брать деньги с тех, кто ищет металл. Но нас никто не знал и никто не был готов платить незнакомому ресурсу. Тогда мы поняли, что надо брать деньги с металлобаз за размещение сортаментного ряда, а те, кто ищет металл, должны пользоваться данными бесплатно, чтобы росла клиентская база и набирался критически важный пул пользователей.
Следующим значимым рубежом стала СВО, когда нарушились логистические цепочки и активизировалось взаимодействие между всеми участниками рынка: бизнесом, региональными чиновниками. Начало проводиться огромное количество мероприятий, в частности, у нас в Челябинске, где на связь выходили чиновники. И бизнес, и региональные власти — все оказались немного растеряны. Я стал активно принимать участие в этих мероприятиях и заметил высокий спрос на актуальную информацию и цифровые ресурсы. Стало понятно, что нужно более активно продвигать проект.
В 2022 г. резко выросли цены на металлопрокат, и это тоже сыграло свою роль: нас заметили региональные и федеральный Минпромторги, пригласили на демонстрацию ресурса прямо в Москва-Сити, на 35-й этаж, предложили представить функционал портала. После этого пошел всплеск регистраций на ресурсе. Мы стали наращивать взаимодействие с органами власти для продвижения.
Параллельно мы выступали максимально часто, где только было возможно, использовали различные каналы информирования, участвовали во всех конференциях и выставках, старались присутствовать всем составом, потому что видели эффект от этого. Абсолютно все конференции под эгидой МСС, кстати, тоже посетили, не пропустили ни одной. Нередко нас замечали: например, на одной из конференций в Тюмени пригласили стать резидентом Сколково. Позже мы выиграли грант и пошли учиться в научный парк МГУ, где нам опытные специалисты подсказывали правильную траекторию развития.
E-Металл — это онлайн-проект, но продвигали мы его офлайн. В нашей аудитории сохраняется высокий спрос на «живое общение», люди готовы вживую решать свои вопросы. Личное общение в нашем бизнесе, похоже, останется востребованным — люди хотят быть знакомы друг с другом лично.