Глава дирекции проектных продаж «Евраза» Дмитрий Пухнаревич о проблемах металлургов и строителей
По итогам 2025 года металлурги ожидают сокращения внутреннего спроса на 14% в том числе из-за снижения активности основной потребляющей отрасли — строительства. О том, как в этих условиях существует сегмент стальной балки, угрозах импорта китайской продукции и потенциале роста производства “Ъ” рассказал руководитель дирекции проектных продаж «Евраза» Дмитрий Пухнаревич.
— Какова динамика рынка стальной балки в России сегодня?
— После пика спроса на балку в 2024 году (объем производства в России достиг 1,3–1,4 млн тонн) в 2025 году мы наблюдаем спад. Во втором полугодии спрос упал на 25-30% к аналогичному периоду прошлого года, что приведет к снижению видимого потребления за год на 6% и конечного потребления с учетом запасов на складах примерно на 12%.
Основная причина — резкий рост количества замороженных проектов (на 30%). Наш анализ показывает сокращение портфеля проектов, использующих двутавр, на 20% — с 2 млн тонн на начало 2025 года до 1,6 млн тонн к третьему кварталу. Таким образом, рынок недополучит около 0,5 млн тонн стальной балки в течение ближайших двух-трех лет.
Главный негативный фактор — высокая стоимость кредитов. Ключевая ставка сама по себе высока, но реальная ставка для бизнеса может достигать 30%, что делает финансовые модели многих коммерческих проектов, особенно в сегменте МСП, нежизнеспособными. Эти проекты массово замораживаются. Пока рынок поддерживают крупные государственные мегапроекты, но они подходят к концу, а смены им не видно. В связи с этим следующий год ожидается не менее сложным.
— Позитивное влияние начавшееся снижение ключевой ставки не окажет?
— Для того чтобы стимулировать новый виток инвестиционной активности, необходима ключевая ставка на уровне 8–9%, в крайнем случае — не выше 10–12%. Только при таких условиях отрасль сможет планировать и реализовывать проекты по строительству новых предприятий, которые будут обладать экономической целесообразностью и окупаемостью для инвесторов. В текущей же ситуации большинство проектов остаются нерентабельными.
— Многие металлурги отмечают давление из-за импорта из Китая и Казахстана. Насколько эта проблема актуальна для сегмента стальной балки и другого проката, используемого в каркасном строительстве?
— Да, эта проблема присутствует, но в России она проявляется не в виде прямого импорта металлопроката. Его поставки из Китая пока несущественны, и на ключевых рынках, таких как Дальний Восток, российские производители сохраняют полное доминирование. Однако мы фиксируем активный рост поставок китайского проката в страны СНГ, включая Казахстан и Узбекистан, где он активно вытесняет другие продукты.
Для России основной риск лежит в другой плоскости — это нарастающий импорт готовых металлоконструкций, произведенных в Китае из местного сырья. Уже есть примеры крупных проектов, полностью реализованных на такой импортной продукции. Эта тенденция крайне негативна для отечественной металлургии и заводов металлоконструкций: по сути, внутренний спрос на российский прокат падает, наши потребители простаивают, а их место занимает готовая продукция из-за рубежа. И что наиболее тревожно — объемы таких поставок из года в год только растут.